Приветствую Вас Гость
Уроки эстрадно- джазового вокала

Разберемся для начала, что же такое эстрадный и что такое джазовый вокал.

Эстрадный вокал - эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Джазовый вокал – прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а так же подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её но, не покидая нужной гармонии. Так же важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу.

На современной эстраде часто эстрадный и джазовый вокал тесно переплетены друг с другом, поскольку в эстрадную популярную музыку часто привносятся элементы джазовой музыки. Настоящий джазовый вокал тесно связан с традиционным джазом афроамериканского происхождения и латиноамериканского. Джазовый вокалист должен иметь сильный голос с большим рабочим диапазоном, хорошо развитый мелодический и гармонический слух, должен владеть искусством вокальной импровизации и различными приемами звукоизвлечения, свойственными джазовому вокалу.


Здесь я приведу несколько примеров упражнений по джазовой импровизации. Для выполнения этих упражнений необходимо наличие как минимум начального музыкального образования (как правило несколько лет музыкальной школы вполне достаточно) для того, чтобы уметь читать и понимать нотный текст.

1. Прослушайте данный аудио- пример одновременно читая ритмический рисунок. (Из учебника Bob Stoloff - Scat! Vocal Improvisation Technoloques).   

 
  /rhytm_etude_1.jpg

Далее вы можете потренироваться под следующие минуса. Начинайте с медленного темпа, четко повторяя за оригиналом. 

2. Следующий цикл импровизационных упражнений основан на джазовом стандарте, Girl from Ipanema. Прослушайте данный трек- импровизацию на гармонию этой песни, и пытайтесь выучить ее наизусть. Методика скэт- вокала Джонни Митчелл. Принцип обучения джазовой импровизации у Д. Митчелл заключается в том, что если инструменталист может сыграть соло по нотам, то вокалист должен учиться с голоса, повторяя за педагогом, или, как в данном случае, повторяя за аудио- треком. 

 

Обратите внимание на определенные детали импровизационной техники. Кроме динамического акцента "офф-бит", разницу между ударной и безударной нотой Митчел подчёркивают  тембральным акцентом "Ду-бап". Суть его в том, что сильные доли "затемняет" темной гласной "И", или "У", а слабые, "высветвляют"гласными "А" или "О". Только вокалисты могут тембрально перекрашывать ноты. Свою фразировку Митчелл строит по принципу вопрос- ответ (?-!). Такты 1-4 (часть А1), на повторяющемся рифе создают напряжение, восходящая фраза- (?). И такты 5-7, ответ, нисходящая фраза (!). Часть А2, - это фразировка суммирование, когда две однократные фразы (часть А2, такты 1-2), суммируются двух тактовой (часть А2, такты 3-4). Причём фразы построены как вариации арпеджио аккордов- фразировка "down-up", фразы на сильную долю "down", -(часть А2, такты 1-2), чередуются с фразой на слабую "up",  -(часть А2, такты 3-4).

Нужно отметить ещё то, что фразы имеют сильное сцепление ещё по той причине, что все они производные. Так четвёртая фраза (такт 4, часть А1), производная от первых трёх. А фраза А2, такт 5, производная от такта 4 части А2. Бридж, состоящий из сложных гармоний, построенных в терцовом соотношении, Джонни Митчелл строит как ряд секвенций. Кульминацию соло она создает с помощью "стомп- патерна", полиритмической фразой, когда четверть с точкой накладывается на четырехдольный метр.

Импровизационные упражнения Джонни Митчелл.

Поскольку гармония "Girl From Ipanema" части А1 состоит из 4х аккордов:

Сmaj7Cmaj7D7D7Dm7Db7Cmaj7Cmaj7

Джони Митчелл начинает разрабатывать импровизацию на каждый аккорд. Причем сначала нужно пропеть сам аккорд, повторяя за голосом на записи, и затем лад, которым обыгрывается этот аккорд. Далее вы можете пробовать придумывать собственную импровизацию на данный аккорд либо копировать певицу. Итак, первый аккорд гармонической сетки- это Сmaj7.   

Следующий аккорд- это D7.

Септаккорд Митчелл опевает миксолидийским ладом. Каждый аккорд имеет две ноты, которые проявляют его. Как правило- это терция и септима. Вот почему на септиме, ноте определающей аккорд, Митчелл делает фермату:

 

Не устаешь удивляться, с какой изобретательностью Митчелл артикулирует фразы из цепочек восьмых, избегая монотонности. Это и "проглоченные" ноты (1-я фраза). Это и всё время новые слоги (2я фраза). Если пропеть её обычными слогами "ду-ба-ду-ба", она сразу потеряет своё очарование.  И очень важно то, что Митчелл призывает учеников искать собственные слоги, отвечающие их индивидуальности. И этот феноменхорошо видно из исполнительской практики. Так, слоги у Эллы Фитцджеральд не похожи на слоги Сары Вон, и у других исполнительниц скэт- вокала, индивидуальные слоги.

Следующий аккорд- это Dm7.

 

Следующий аккорд- это Db7.

Митчелл опевает септаккорд на второй нихкой ступени, который является тритоновой заменой доминантылидийским ладом, который включает в себя 4-ю повышенную ступень- основную доминанту лада. На нотах, которые проявляют доминантовый аккорд, кварта и септима, Митчелл делает фермату.

 

Соединением однотактовых и двухтактовых фраз в целый квадрат.

Митчелл заканчивает изучение части "А" соединением однотактовых и двухтактовых фраз в целый квадрат. Причем сама она поёт первый восьмитакт, а затем ученик должен сымпровизировать под минус еще 5 квадратов. Для этого есть два способа. 1). Спеть под минус много раз и записать свое соло, а затем выбрать интересные фразы и вставить их в своё слоло. 2).Выбрать фразы Митчелл и скомпилировать из них своё соло. Но лучший результат получится если объединить 2 метода:

  и т.д.

3. Анализ скэт- импровизации Эллы Фицджеральд и Сары Вон.

Мы будем сравнивать два скэт- соло этих певиц. Первое соло- это импровизация Сары Вон на знаменитую композицию Джорджа Шеринга "Lulluby of birdland". В этой композиции Сара поёт соло по четыре такта, чередуя свои отрывки с флейтой, саксофоном и трубо1. И это очень наглядно позволяет сравнить два типа мышления- вокального и инструментального.


Опрос
Любите ли вы петь?
Всего ответов: 755
Новости
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Новости